Рынок бульдозеров в России

Продукция завода «ДСТ-УРАЛ» превосходит продукцию завода ЧТЗ, в частности Б-10, по основным характеристикам, при более низких ценах

Гусеничные бульдозеры являются одним из основных видов землеройной техники, широко применяемой в горном, газонефтяном и дорожно-строительном секторахэкономики страны. Значение бульдозеров в народном хозяйстве определяется их многолетней эксплуатацией в экстремальных условиях на разработках россыпных месторождений от +50°С до –50°С.

Несмотря на то, что внешний вид этих мощных машин остается неизменным многие годы – гусеничный трактор‚ перед которым крепится металлический отвал для производства работ – их конструкторские особенности и системы управления существенно отличаются.

Российские производители, успешно конкурируя с зарубежными компаниями, предлагают отечественному потребителю широкую линейку бульдозерной техники – от малогабаритной до крупнотоннажной. Но по-прежнему наиболее востребованными у эксплуатирующих организаций являются агрегаты тягового класса 10–15 тонн.

ЧТЗ, старейшее отечественное предприятие по производству тракторов, в этом сегменте рынка представлен четырьмя моделями.

Морально устаревший на сегодняшний день Бульдозер Б-10 М с механической трансмиссией является результатом модернизации трактора Т-170.

Трактор Т-170

Т-170 производился в течение 14 лет на Челябинском тракторном заводе с 1988 по 2002 г. Конструкция трактора Т-170 проверена многолетним использованием. К основным его преимуществам можно отнести неприхотливость в работе и ремонтопригодность.

Конструктивно трактор Т-170 выполнен на полурамной конструкции, при этом подвеска остова – полужесткая. Дизельный двигатель расположен в передней части трактора, а трансмиссия – в задней. Кабина управления расположена над трансмиссией и имеет платформу с защитой от вибраций.

Трактор Т-170 оснащен дизельным двигателем, обеспечивающим необходимую мощность для проведения различных видов работ. Рациональное применение Т-170 обеспечивается благодаря наличию нескольких модификаций двигателя, различающихся по мощности. Особенность двигателя состоит в том, что он может работать не только на дизельном топливе, но и на керосине или газовом конденсате. Это позволяет использовать Т-170 в регионах с экстремальными климатическими условиями. Также от условий работы зависит и комплектация двигателя разными системами пуска: карбюраторным или электростартерным пусковым двигателем. Крутящий момент от вала двигателя к ведущим колесам передается через механическую трансмиссию. Сами же механизмы трансмиссии управляются комбинированно: механически или с помощью гидроприводов.

К сожалению на данный тип механической трансмисии рынок запчастей на 80% заполнен некачественными контрафактными изделиями. Данное обстоятельство делает бульдозеры Б-10 М (Т170) с механической трансмиссией ненадежными и дорогими в эксплуатации.

Другой причиной отказа от механической трансмиссии потребителями является существенное неудобство управления и дороговизна содержания слесарных мастерских для ремонта всех агрегатов трактора: бортовых редукторов, КПП, и  вособенности ДВС  в связи с устаревшей и сложной конструкцией. 

 

Сравнительная таблица Т170 (Б-10), соответствующему бульдозеру ТМ10.10 ГСТ10

Марка Масса Модель ДВС Пр-тель Мощность кВт/лс Турбонаддув Тип транс-ии
ТМ10.10 ГСТ10 20000 ЯМЗ-236 / Cummins / DEUTZ ЯМЗ 132/180 нет ГСТ-гидростат РФ
Б-10 М 18800 Д180 ЧТЗ 132/180 есть Механическая
Боротовой редуктор Кол-во передач, вперед/назад Тип ходовой Опорные катки Бульдозерное обор-ние Ш*В=V Рыхлит. оборуд-ие
Планетарный (Италия) бесступенчатое каретки 5(6), 42*500 (700), (44*900) 3320*1350=4,8 одно-трехзубый
Циллиндрич. (1 ряд) 8/4 полужесткая-балка 6 3320*1300=4,7 однозубый

Машина имеет также гидромеханическую трансмиссию. Она предназначается для работы с грунтом с предварительным рыхлением или без, в зависимости от категории почвы. Кроме того, этот вид техники может работать со скальными породами или мерзлым грунтом.

Габариты трактора

Трактор т-170 схема габаритов

Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б11 имеет большую производительность, благодаря использованию современных технологических решений и может применяться в промышленном, нефтегазовом, гидротехническом, дорожном строительстве и горнодобывающей отрасли для выполнения землеройных работ, в том числе при разработке мёрзлых грунтов. Кабина Б11 выполнена со съемной крышей из стеклопластика и вклеенными стеклопакетами, улучшенными шумо-тепло-вибро-изоляционными свойствами. Трансмиссия Б11 имеет 3 передачи вперед и 3 назад.

В конструкции бульдозера Б12 использованы в основном технические решения, апробированные на тракторе Т10М. Реализация высоких тяговых усилий обеспечивается существенными изменениями в конструкции ходовой системы трактора. Колея увеличена на 200 мм (2080 мм), что позволяет устанавливать башмаки гусеницы шириной 560 или 690 мм. Длина опорной поверхности на грунт увеличена до 3182 мм за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками на подшипниках скольжения. При увеличении колеи до 2280 мм на этой же базе может изготовляться модель высокой проходимости (болотоходная) с башмаками до 900 мм.

Сравнительная таблица Б11, Б12, соответствующему бульдозеру ТМ10.11 ГСТ

Марка Масса Модель ДВС Пр-тель Мощность кВт/лс Турбонаддув Тип трансмиссии
ТМ10.11 ГСТ 21000 ЯМЗ-238 / Cummins / DEUTZ ЯМЗ 178/240 нет ГСТ-Bosch-Rexroth
Б11, Б12 20100 ЯМЗ-236 ЯМЗ 140/192 есть Гидромеханическая
Боротовой редуктор Кол-во передач, вперед/назад Тип ходовой Опорные катки Бульдозерное обор-ние Ш*В=V Рыхлительное оборудование
Планетарный бесступенчатое каретки 6 3320*1350=4,8 до 9м3 одно-трех зубый
Планетарный 3/3 полужестка-балка 6 3320/1300=4,12 однозубый

Бульдозер Б14 используется в строительстве, мелиорации, в горнорудной, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности для выполнения больших объемов землеройных работ в широком диапазоне температур (±50° С). Он предназначен также для разработки различных грунтов, мерзлых и скальных, с повышенной влажностью. В его конструкции использованы технические решения, апробированные на тракторах ЧТЗ предыдущих поколении. Есть и оригинальные разработки по важнейшим системам бульдозера.

Бульдозеры ЧЕТРА Т11 и Т15 отличает оригинальная трансмиссия, разработанная по спецзаказу германской фирмой «Зауэр Данфосс». В ее состав входят два поршневых регулируемых гидронасоса высокого давления, два поршневых регулируемых гидромотора, контроллер управления. Этот комплект дополняют разработанные ГСКБ ОАО «Промтрактор» бортовые передачи со стояночными тормозами и редуктор привода гидронасосов. Бульдозеры Т11 и Т15 могут эксплуатироваться при климатических условиях от -50° до +50°С. Модульная конструкция всех узлов, систем - ходовой, трансмиссии, охлаждения, рабочего оборудования, кабины и управления - обеспечивает простое и удобное техническое обслуживание при проверке и дозаправке.

Сравнительная таблица Б14, соответствующему бульдозеру ТМ10.11 ГСТ15 и Четра Т15

Марка Масса Модель ДВС Пр-тель Мощность кВт/лс Турбонаддув Тип трансмиссии
ТМ10.11 ГСТ15 25500 ЯМЗ-238Б / Cummins / DEUTZ ЯМЗ 220/300 есть ГСТ-Bosch-Rexroth
Б14 24000 ЯМЗ-236Б-4 ЯМЗ 176/240 есть Гидромеханическая
Т15 27000 ЯМЗ-238-НД4 / Cummins / Sisu ЯМЗ 176/240 есть Гидромеханическая
Боротовой редуктор Кол-во передач, вперед/назад Тип ходовой Опорные катки Бульдозерное обор-ние Ш*В=V Рыхлительное оборудование
Планетарный бесступенчатое каретки 6, 700*44(910*44) 3700*1500=7,3 (одно-трех зубый 2-х коорд 2400 кг)
Планетарный 3/3 полужестка-балка 7, 560(700)*45 3730/1500=7,5 (трехстоечный 2200 кг)
Планетарный 3/3 полужестка-балка 7/3,26 560*40*215,9 3320*1625=5,6 (трехстоечный 2500 кг)

По оценке ряда экспертов, из всех российских бульдозеров тягового класса 10-15 тонн современным требованиям в наибольшей степени соответствует гусеничный агрегат ТМ10 ГСТ, выпускаемый челябинским заводом «ДСТ-УРАЛ».

Техничекий уровень ТМ10 обеспечивается использованием лучшей в мире гидростатической трансмиссии (ГСТ) немецкого производителя BOSCH-Rexroth. ГСТ бульдозера состоит всего из шести элементов: 2 гидромоторов, 2 гидронасосов, 2 бортовых планетарных редукторов.

Ресурс трансмиссии более 20000 моточасов. Высокая маневренность ТМ10 достигается благодаря бесступенчатому изменению скорости и направления, а также - противоходу гусениц. Управление - джойстиковое. ГСТ обеспечивает максимальную тягу на нулевой скорости.

Гидравлика и бортовые планетарные редукторы защищены от перегрузок автоматом (по максимальному давлению и температуре). Вся трансмиссия абсолютно герметична. Контроллер исполнен в защищенном блоке - не боится влаги и грязи. ТМ10 может работать в сильнообводенных условиях.

Опционально на бульдозере устанавливается цифровая панель приборов - бортовой компьютер с функциями управления. В шестигранной кабине устанавливается навигационный контроллер АвтоГРАФ (Глонасс, GPS) с регистрацией всех ключевых параметров работы в «черном ящике» и с возможностью последующего анализа.